Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

язык и мышление

Лингвистика

Язы́к и мышле́ние -

два неразрывно связанных вида общественной деятельности, отличающихся

друг от друга по своей сущности и специфическим признакам. «Мышление -

высшая форма активного отражения объективной реальности,

целенаправленное, опосредствованное и обобщённое познание

существенных связей и отношений предметов и явлений. Оно

осуществляется в различных формах и структурах (понятиях, категориях, теориях), в которых закреплен

и обобщён познавательный и социально-исторический опыт человечества»

(«Философский энциклопедический словарь», 1983). Процессы мышления

проявляются в трёх основных видах, выступающих в сложном

взаимодействии, - практически-действенном, наглядно-образном и

словесно-логическом. «Орудием мышления является язык, а также другие

системы знаков (как абстрактных, например

математических, так и конкретно-образных, например язык искусства)»

(там же). Язык - это знаковая (в своей исходной форме звуковая)

деятельность, обеспечивающая материальное оформление мыслей и обмен

информацией между членами общества. Мышление, за исключением его

практически-действенного вида, имеет психическую, идеальную природу,

между тем как язык - это явление по своей первичной природе физическое,

материальное.

Выяснение степени и конкретного характера связи между языком и

мышлением составляет одну из центральных проблем теоретического

языкознания и философии языка с самого начала их развития. В решении

этой проблемы обнаруживаются глубокие расхождения - от прямого

отождествления языка и мышления (Ф. Э. Д. Шлейермахер, И. Г. Гаман) или

их чрезмерного сближения с преувеличением роли языка (В. фон

Гумбольдт, Л. Леви-Брюль, бихевиоризм, неогумбольдтианство, неопозитивизм) до отрицания

непосредственной связи между ними (Ф. Э. Бенеке) или, чаще,

игнорирования мышления в методике лингвистического

исследования (лингвистический формализм, дескриптивизм).

Диалектический материализм рассматривает взаимоотношение языка и

мышления как диалектическое единство. Язык является непосредственной

материальной опорой мышления только в его словесно-логическом виде. Как

процесс общения между членами общества языковая деятельность лишь в

незначительной части случаев (например, при мышлении вслух в расчёте на

восприятие слушателей) совпадает с процессом мышления, обычно же, когда

язык выступает именно как «непосредственная действительность мысли» (К. Маркс), выражается, как правило, уже

сформированная мысль (в т. ч. и как результат практически-действенного

или наглядно-образного мышления).

Словесно-логический вид мышления обеспечивается двумя специфическими

особенностями языка: естественно не мотивированным, условным

характером исторически установившейся связи слов как знаковых единиц с обозначаемыми сущностями

и членением речевого потока на относительно ограниченные по объёму,

формально размежёванные и внутренне организованные отрезки - предложения. Слова, в отличие от наглядных

психических образов предметов и явлений, не обнаруживают, за исключением

звукоподражаний, никаких сходств с

естественными, чувственно воспринимаемыми особенностями

обозначаемых объектов, что позволяет создавать на основе слов и

ассоциировать с ними не только обобщённые представления о предметах, но

и понятия любой степени обобщённости и абстрактности. Предложения,

исторически восходящие к элементарным высказываниям, обусловили выделение в потоке

мышления отдельных относительно отграниченных друг от друга единиц,

условно подводимых в логике и психологии под различные виды суждений и умозаключений. Однако прямого

соответствия между единицами мышления и соотносительными с ними единицами языка нет: в одном и том же языке одна

мысль или её компоненты - понятия и представления - могут быть

оформлены разными предложениями, словами или словосочетаниями, а одни и те же слова могут

быть использованы для оформления разных понятий и представлений.

Кроме того, служебные, указательные и т. п. слова вообще не могут

обозначать понятий или представлений, а, например, побудительные,

вопросительные и подобные предложения рассчитаны только на выражение

волеизъявлений и субъективного отношения говорящих к каким-либо

фактам.

Многовековой процесс оформления и выражения мыслей посредством языка

обусловил развитие в грамматическом строе языков

ряда формальных категорий, частично

соотносительных с некоторыми общими категориями мышления, например подлежащее, сказуемое, дополнение и определение

приближённо соответствуют смысловым категориям субъекта, предиката

(в разных их пониманиях), объекта и атрибута; формальные категории имени существительного, глагола, прилагательного,

числительного и грамматические категории числа приближённо соответствуют смысловым

категориям предмета или явления, процесса (в т. ч. действия или

состояния), качества и количества; формальные категории союзов, предлогов, падежей и грамматических времён приближённо соответствуют смысловым

категориям связи, отношения, времени и т. д. Категории, имеющие своё

основание в одних и тех же свойствах действительности, формировались в

мышлении и языке неодинаково: общие категории мышления - прямой

результат развития самого мышления, а формальные категории языка -

результат не контролируемого мышлением длительного процесса

стихийного обобщения языковых форм, использовавшихся для образования

и выражения мыслей. Вместе с тем в грамматическом строе языков

развиваются обязательные для определённых частей

речи и конструкций предложения формальные категории, не имеющие

никакого соответствия категориям мышления или соответствующие

каким-либо факультативным его категориям. Например, категории

грамматического рода, определённости​/​неопределённости, вида глагола возникают в результате обусловленного

системным характером языка распространения на все слова определённой

части речи формальных признаков, свойственных в истории языка лишь

отдельным словам и не всегда актуальных для мышления. Другие категории,

как, например, категория модальности, отражают

субъективное отношение говорящего к содержанию высказывания, третьи,

как, например, категория лица, обозначают

типичные условия устного языкового общения и характеризуют язык не со

стороны его мыслительной, а со стороны коммуникативной функции. Грамматическая семантика таких категорий (рода, вида и т. п.)

говорящими не осознаётся и в конкретное содержание мысли практически

не включается. Если между семантикой грамматической категории и

требующим выражения конкретным содержанием оформляемой мысли

возникает противоречие (например, при несоответствии грамматического

подлежащего субъекту мысли), в языке изыскиваются другие средства для

адекватной передачи соответствующего компонента содержания (например,

интонация). Поэтому свойственные различным

языкам семантические особенности грамматических категорий никогда не

вносят существенных межъязыковых различий в содержание оформляемых

при их помощи мыслей об одних и тех же объективных сущностях.

В ходе исторического развития языка и мышления характер их

взаимодействия не оставался неизменным. На начальных этапах развития

общества язык, развивавшийся в первую очередь как средство общения,

вместе с тем включался в процессы мышления, дополняя два

первоначальных его вида - практически-действенный и

наглядно-образный - новым, качественно высшим видом

словесно-логического мышления и тем самым активно стимулируя

развитие мышления вообще. Развитие письменности усилило воздействие

языка на мышление и на саму интенсивность языкового общения,

значительно увеличило возможности языка как средства оформления мысли.

В целом же по мере исторического развития мышления во всех его видах

постепенно усиливается его воздействие на язык, сказывающееся

главным образом в расширении значений слов, в количественном росте лексического и фразеологического состава языка, отражающем

обогащение понятийного аппарата мышления, и в уточнении и дифференциации

синтаксических средств выражения смысловых отношений.

Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч.,

2 изд., т. 3;

Выготский Л. С., Мышление и речь, в его кн.: Избранные

психологические исследования, М., 1956;

Мышление и язык, М., 1957;

Колшанский Г. В., Логика и структура языка, М., 1965;

Язык и мышление, М., 1967;

Общее языкознание, т. 1. Формы существования, функции, история

языка. М., 1970;

Серебренников Б. А., Развитие человеческого мышления и

структуры языка, в кн.: Ленинизм и теоретические проблемы языкознания,

М., 1970;

Панфилов В. З., Взаимоотношение языка и мышления, М.,

1971;

Кацнельсон С. Д., Типология языка и речевое мышление, Л.,

1972;

Потебня А. А., Мысль и язык, в его кн.: Эстетика и поэтика,

М.,1976;

Лурия А. Р., Язык и сознание, М., 1979;

Березин Ф. М., Головин Б. Н., Общее языкознание. М.,

1979;

Carroll J. B., Language and thought, Englewood

Cliffs (N. J.), [1964];

Kainz F., Über die Sprachverführung des Denkens,

B., [1972].

А. С. Мельничук.

Полезные сервисы